Кратенько о Final Fantasy XVI: челик с отличной укладкой и гигантской травмой победил три формы трусливого божества при помощи силы дружбы. Божеству помогали братья и сестры, но троп family of choice все еще сильнее кровного родства, поэтому у нашего протагониста и воля крепче, и эйконы живучее, и лучи ярче и мощнее. А потом еще голоса поддержки от всех джедаев в лучших традициях диснеевских финальных соплей.
Шестнадцатая «финалка» достойна похвалы как минимум за то, что захватила мое внимание, развлекала 50 часов (если судить про встроенному таймеру PS5). Я впервые в жизни захотел выбить платину! Но при этом что-то не давало огню восторга внутри разгореться до полноценного всепоглощающего пожара. Как было, например, с третьей частью Байонетты или Kingdom Hearts 2.
Пришел за «Игрой престолов», остался ради аниме
С огромным удовольствием читал треды журналистов, в которых мэтры рассуждали о сюжете. Мол, игра точно вдохновлялась «Игрой престолов» — рыцари, замки, интриги, трупы, кишки наружу, обнаженка, геи, драконы, гей-дракон и убогий слитый финал.
Я не ждал ничего особенно и наслаждался происходящим до самого конца. Где-то внутри меня грыз червячок убеждений, что еще чуть-чуть и начнется настоящее аниме, как бы другие не орали на всю округу, мол «это не настоящая Final Fantasy». Алло, тут челик превращается в горящую гуманоидную псину с рогами и жаждет разрушить огромные кристаллы! Если это не Final Fantasy, то я даже не знаю, чем еще это можно назвать.
Мне даже не хватило немного «игривопристолости» — злые злодеи тут без второго дна, а из омерзительной мачехи не вылепили вторую Серсею. Но заставили сопереживать главному персонажу, его близким и собаке Торгалу, что уже хорошо.
Final Fantasy XVI очень маленькая игра
Консоль показывает, что я наиграл 50 часов. Все это время я делал две вещи: смотрел катсцены и дрался — больше в игре ничего нет. Большие локации ограничены невидимыми стенами и закрытыми дверьми. И если почти все двери открываются по ходу сюжета, то с обрыва не дадут упасть. Эти границы и рамки порой казались удушающими и искусственными, чтобы шаг вправо-влево не сломал логику или движок. В какой-то момент осознал, что игра кажется очень маленькой и компактной, а весь геймплей умещается в один абзац текста. И вы его только что прочитали.
Это не РПГ — игра не хочет, чтобы ты отыгрывал какую-либо роль кроме написанной. Здесь нет эксплоринга — в сундуках лежит всякий хлам, иногда разбросаны деньги и лечилки. Помню, как бежал на самый верх холма, победил толпу врагов, подобрал 2 гила при цене эликсира в 10 000 гил. Здесь нет миниигр, загадок и хитрых данжей. Нет даже рыбалки!
Я ненавижу сбор всякого хлама, но иногда игры могут подкинуть приятные исключения из правила. Например, с удовольствием искал разбросанных по сундукам 99 далматинцев в Kingdom Hearts, кусочки паззлов в Kingdom Hearts 2, которые потом еще надо было складывать в картину. Final Fantasy XVI помимо всяких памятных штук за завершение цепочек квестов предлагает собрать все треки, которые играют в музыкальном автомате на базе. Игра не дает ачивку за сбор медиатеки, но поскольку музыка — это моя главная страсть, то я не смог пройти мимо такой активности. Знаю про ад с треками для айпода в Metal Gear Solid 4, никогда на такое не решусь.
Принц на побегушках
Кстати, про квесты. В игре два вида сайдквестов: обычные и те, что с плюсиком — они упрощают жизнь Клайву. За выполнение квестов «с плюсиком» выдают ездового чокобо, увеличивают карманы, а кузнец сможет скрафтить очень крутой меч и броню.
Обычные квесты есть совсем унылые из разряда «убей, принеси», но есть и те, что подпадают в категорию «убей, принеси и вот тебе еще немного внутриигрового лора». Так мы узнали о незавидной судьбе носителей магии, сходили на пикник, накормили собаку, послушали интересные истории торговцев, путан и разнорабочих, получили значки, указывающие на то, что мы «свои» и с нами можно разговаривать напрямую. При этом не разу не отхватываем от тех, кому эти самые «свои» являются «чужими».
Я закрыл все квесты, потому что мне было интересно и почти никогда не было скучно. я также выполнил все заказы охоты на монстров — и это впервые, когда мне хотелось найти место обитания тварей и расправиться с ними. Все потому, что у игры есть один огромнейший плюс, который перевешивает все остальное — в ней тупо прикольно сражаться.
You’re a Wizard, Clive
Final Fantasy 16 — это отличный слэшер с боевой магией и одними из лучших босс-файтов в играх за последние несколько лет. Лучше босс-файты были только в Пикминах.
Я обожаю боевую магию. Все эти молнии из пальцев, столбы огня, торнадо, огромные сосули с небес, кайф же! В какой-то момент я понял, что пулять стихийные атаки эйконов гораздо увлекательнее, чем быть волшебником в Hogwarts Legacy, в которой я закончил сюжет, выключил и не вспоминал до этого момента.
Сражения — лучший элемент Final Fantasy XVI
Я фанат быстрой боевки с молниеносными уворотами, способностями и честными врагами, когда их нужно давить не только циферками урона и защиты, но и смекалочкой. Мне нравится, когда есть настраиваемый челлендж и схватку с толстокожим врагом можно превратить в легкую прогулку, когда замечаешь слабость врага, или в избиение младенца, когда враг понимает, что перед ним невнимательный карапуз. Ей-богу, я прошел Kena: Bridge of Spirits вообще не зная, о чем там сюжет — пропустил каждую катсцену и пролистывал диалоги, но поставил игре жирную A, потому что мне попросту нравилось там драться, умирать на боссах и пробовать заново.
Последняя «финалка» именно о сражениях. Сперва ты открываешь способности, изучаешь их работу, а под конец собираешь ультимативный билд, чтобы тут притянуть, тут ударить всех скопом, на этой вкладке все для оглушения врагов, а в этой — для нанесения урона. Клайв выписывает пируэты танца смерти с такой легкостью, что диву даешься, почему в этой игре все так органично и плавно, а в какой-то Devil May Cry 5 нужно выделывать соло на геймпаде и нажимать три кнопки для уворота.
Я играл без всяких улучшайзеров, которые подсвечивают идеальное время для уворота или вовсе уворачиваются за игрока. Сложно было на отдельных монстрах и боссах, в арсенале которых есть мгновенно убивающая атака, поэтому нужно очень быстро выбегать из зоны поражения. Очень быстро не получалось, но всегда было ощущение, что вот сейчас я немного постарался и победил. FF16 не очень сложная — в демо-версии Stranger of Paradise: Final Fantasy Origin я умирал куда чаще — но она способна дать казулам тот необходимый уровень челленджа, чтобы не опускались руки после очередного провала, было нескучно и весело. Мне, например, было нескучно и весело.
Мнение о Final Fantasy XVI: дай бог, не последняя фантазия
Final Fantasy XVI — это экшн-слэшер, где приключение ограничено весьма неплохим сценарием, а также коридорами и аренами. Главная активность игры — это сражения под приятную музыку, которые могут утомить искушенных игроков или показаться слишком казуальными игрокам хардкорным.
Меня не пробрало до мурашек, но ни разу не появились мысли «блин, что за чушь тут происходит?», как было с ремейком Final Fantasy VII, или «надоело, когда там уже финал?», как в случае с Final Fantasy XV.
Мне понравилась законченная история Final Fantasy XVI, понравилось сражаться и я обязательно вернусь, чтобы получить все ачивки. Пока я был в игре, то жил той жизнью вместе с остальными, все казалось понятным, логичным, правильным и цельным. Я рад, что у меня появилась своя Final Fantasy, которую я могу назвать самой любимой частью.