Этим летом вышла Pikmin 4, ровно через 10 лет после своей предшественницы. Я люблю иногда смотреть видео из главного магазина Nintendo в Токио и оценивать популярность той или иной франшизы по размеру полок с ее мерчем. И я всегда удивлялась тому, насколько много там всяких мягких игрушек и футболочек с Пикминами. Но после прохождения Pikmin 3 и 4 я все понимаю и сама хочу скупить весь отдел!
Демка Pikmin 4 вышла 28 июня и я начала ее проходить без особых ожиданий. Стояла летняя жара, хотелось играть во что-то без сложного сюжета и серьезных тем. Я начала вечером и закончила ближе к ночи — за 4,5 часа облазила единственную доступную локацию. Демка не была как-то ограничена временем, но как только я собрала 1500 единиц местного энергоресурса, меня поблагодарили и отправили на экран предзаказа игры. Пути назад уже не было — мне хотелось играть только в Pikmin 4, но до релиза оставалось чуть меньше месяца.
Оставшиеся дни до выхода Pikmin 4 я решила заполнить предыдущей частью серии. У нас как раз лежала на полке купленная за копейки Pikmin 3 — привычка покупать игры впрок снова себя оправдала. Не скажу, что третья часть серии меня сильно впечатлила, но свою миссию она выполнила: показала, насколько большим шагом вперед станет новая игра.
Pikmin 4 — это космический хоррор
Если подумать, то за миленьким фасадом в Pikmin 4 скрывается настоящий космический хоррор. Смотрите сами: экипаж корабля терпит крушение на планете, населенной странными существами. А потом они узнают, что где-то рядом бродит их мутировавший коллега, который постоянно похищает других выживших и тоже подвергает их насильственной мутации. Еще по ночам местные твари становятся в разы агрессивнее, а под землей так вообще проходит сеть странных пещер, населенных пугающими существами. Добавьте сюда реалистичную графику, огнестрел, кровь и кишки – получится хоррор в духе Dead Space. Но японцы предпочитают подавать самые страшные блюда под безобидным фруктовым соусом.
Я люблю, когда на первый взгляд дружелюбные игры могут еще и напугать. И поэтому мне понравились пещеры в Pikmin 4, которые скрывались под солнечными локациями на поверхности. В них звучит едва слышный эмбиент, а за границами карт царит почти полная темнота. Бродят твари, которые ни разу не решались показаться на поверхности. В пещерах скрываются самые интересные боссы игры. Например, огромный паук с диско-шаром и неубиваемый прозрачный человечка, который катается на двух бетонных колесах и давит всех, кто не успеет спрятаться. После прохождения его пещеры мне даже приснился кошмар: будто он теперь невидимый и мне нужно прижимать ладони к полу, чтобы по вибрациям земли понять где он сейчас находится.
Еще в Pikmin 4 впервые добавили режим ночных вылазок – такой тауер дифенс с защитой муравейников светящихся Пикминов от озверевших тварей. Нужно продержаться до конца ночи и тогда уцелевший домик произведет лекарство для лечения мутировавших путешественников. Все это под нагнетающую музыку, которая усиливается с приближением тварей. Режим очень классный и напомнил хэллоуинское событие в Overwatch с защитой ворот замка. Отличное развлечение на несколько минут, где знакомые локации становятся чуть более пугающими. Как выйти ночью на даче в туалет и испугаться отбрасывающего тень паука, который еще днем казался безобидным.
Кто спасает спасателей?
Эта миссия изначально была обречена на провал. У нас тут и пилот, который устроился на работу за счет хвастовства, и ученый, который проводит не совсем этичные эксперименты над людьми в отключке. А во главе отряда стоит трусливая женщина-капитан, которая так сильно боится Пикминов, что так до конца игры и не решится их потрогать. Еще все локации буквально усеяны неудачливыми космическими путешественниками: телеведущими, студентами, гадалками и стримершами – их нам тоже нужно будет спасать. Эх, не о таком освоении космоса мечтали их предки!
Я так долго проходила Pikmin 4, что члены команды могли бы за это время пройти онлайн курсы по пилотированию и сами завести корабль, не дожидаясь всех остальных. Я опасалась, что новая часть будет такой же короткой, как и Pikmin 3, поэтому с самого начала не спешила и растягивала удовольствие. Да и сама игра меня не торопила. Здесь не было заканчивающихся ресурсов и ограниченного времени – можно проводить на планете сколько угодно дней. Но и ностальгирующих по жестким рамкам тоже порадовали. Ближе к концу игры открывается 15-дневная миссия за Олимара, где нужно успеть собрать 30 деталей для корабля. Я раз 10 перезапускала последний день, чтобы уже отточенными движениями скакать по кухне дома и собирать несколько недостающих частей, но мне все равно не хватало нескольких секунд. А когда мне надоело пытаться, то игра показала кат-сцену с улетающим кораблем, который почти сразу свалился на землю. Очень интересно как он полетит со всеми деталями, ведь по сюжету Олимар-то в любом случае должен потерпеть крушение.
Dandori today, dandori tomorrow
Если замерить частоту использования слов в Pikmin 4, то первое место точно займет Dandori. Этот термин означает эффективное планирование и искусство самоорганизации. В уровнях Дандори здесь измеряют сложность испытаний, а персонажи все время твердят, что владение искусством Дандори чуть ли не самое главное в мире. Есть даже эпизодические миссии Dandori Challenge, где помешанный на Дандори мутант проверяет твои навыки быстрого выполнения задач. Если заработать очков хотя-бы на бронзовую медаль, то у мутанта закружится голова от увиденного мастерства и его можно будет утащить на принудительное лечение. Из всех особых режимов Dandori Challenge понравился мне больше всего. Было весело работать с ограниченным количеством Пикминов и решать, что сделать в первую очередь: утащить на базу картофелину или же построить мост-шорткат.
Вся эта суета вокруг Дандори довольно быстро становится похожей на стеб над привычками японцев. Прилетели они такие на чужую планету, а трупы агрессивных тварей все равно хотят утилизировать по заветам Мари Кондо. В игре даже есть враг, напоминающий сосиску в тесте, который не нападает, а… крадет у вас тела и предметы, чтобы закопать их в аккуратные холмики из песка.
Pikmin 4 для массового потребителя
Сигэру Миямото говорил в интервью, что не понимает, почему игры серии Pikmin не продаются еще большими тиражами – они ведь такие интересные. Я могу сравнивать только с третьей частью, но Pikmin 4 совершенно точно нацелились на более широкую аудиторию, чем раньше. С самого начала игрока аккуратно ведут по основным механикам и сразу подсказывают, если тот начинает тупить. Если раньше вас отпугивала необходимость управлять толпой из маленьких существ, то сейчас это стало как никогда просто.
Теперь за местную валюту можно покупать всякие интересные девайсы и предметы, готовые помогут во время боя с тяжелым врагом. Есть даже мощнейшая молния, обездвиживающая врагов, и бомба-липучка, которую так приятно кидать на жопы спящих Бульборбов. Пес Оатчи добавил в Pikmin 4 не только капельку милоты, но и массу грубой силы. С его помощью можно делать заряженные атаки и неплохо так ранить врагов. А еще иногда мне было более психологически комфортно держать у него на спине всех Пикминов, а не беспокоится о том, что кто-то из них будет съеден спрятавшимся на дороге жуком.
А еще Pikmin 4 очень красивая. Можно бесконечно смотреть на падающие лепестки сакуры в садовой локации, на классно сделаные воду и песок и, конечно, на реалистичные модельки фруктов и овощей. Сами Пикмины немного округлились по сравнению с третьей частью, но на близком расстоянии их все равно лучше не рассматривать.
Pikmin 4 выросла в большую, доступную и очень интересную игру, не растеряв при этом атмосферу чего-то странного и необычного. Сейчас Пикмины абсолютно точно ушли в массы — и это очень круто! Буду возвращаться сюда, чтобы перепроходить испытания, а через годик, наверное, перепройду и сюжетку. Остается надеятся, что игры серии Pikmin будут выходить чуточку чаще, чем раз в 10 лет.