Будем теперь писать про игровые книги. Я начну с «Fallout. Хроники создания легендарной саги» Эрвана Лафлериэля и расскажу, нужно ли читать или лучше потратить время на что-то полезное?

Опасения подтвердились

Я наслышан о книгах французского издательства Third Éditions, которые импринт Бомбора сейчас массово переводит и издает в России. Говорят, что в этих книжонках ничего интересного для геймеров. Мол, несколько страниц выдержек из статьей и интервью о разработке игры, в лучшем случае автор дополнительно свяжется с разработчиками и издателями для получения информации. А потом до самого конца пересказ сюжета, лора, неглубокая аналитика и прочее графоманское месиво для раздувания до объема целой книги, хотя можно было бы ограничиться лонгридом.

Я не поверил и решил проверить. Подтверждаю! «Fallout. Хроники создания легендарной саги» — это чья-то унылая дипломная работа по Фоллауту с примесью новеллизации, с крупными сюжетными спойлерами и переписыванием википедии.

Немного о создании Fallout

При этом заголовок «Хроники создания» явно вводит в заблуждение. История создания тут ограничивается двумя первыми играми, а дальше Bethesda, видимо, показала кукиш и не стала особо распространяться о подробностях разработки. Маловато для такого всеобъемлющего слова «хроника». Так, маленькая эссешечка.

Поэтому автор начинает прибегать к домыслам и, что важно, посредственно анализирует, как сделать игры серии лучше. А все потому что автор фанат первых двух частей и New Vegas, а вот Fallout 3 и Fallout 4 уже не очень. И это сквозит на протяжении всей книжонки. Если кратко, то раньше было ништяк, а потом все вокруг стали разочарованы, в игре потерялось то одно, то другое, но зато коммерческий успех и ладно.

Много воды (но в Sea of Stars все равно больше)

К сожалению, остальные три четверти книги пересказывают сюжет и лор серии. Рассказывают про пип-бои, силовую броню, вот это повороты, юмор, «Безумного Макса — 2» и прочие штуки, за которые так любят игры серии. И читать про них, вместо созерцания на экране, кажется еще более противоестественным, чем китайская донатная помойка для мобильных телефонов Fallout Shelter Online. Например, в этой книге целый абзац посвящен тому, что в RPG есть главный квест и побочные задания: 

В Fallout повествование может вестись в трех формах: в виде основной сюжетной линии, побочных квестов и, наконец, через окружение – в специальных встречах и со странными находками. В этом нет ничего удивительного, ролевая игра вовсе не ограничивается одним крупным квестом. Зачастую дополняющие основной сюжет истории оказываются более интересными и захватывающими.

А потом и вовсе появляется глава «Что такое ролевая игра?», в которой расскажут в целом о ролевках, немного об истории ролевых игр, снова про систему SPECIAL, которую подробно описали в первых (самых интересных) главах книги. 

Иногда автор просто растягивает информацию, сдабривая все креативным письмом, как будто всегда мечтал о новеллизации, за которую так никто и не взялся. Пришлось работать самому:

Калифорнийское солнце так сильно вгрызлось в мою черную кожаную куртку, что она и сама теперь будто изнемогает от жары. Терплю. По правде говоря, обезвоживание переносится гораздо хуже ран от мачете, но я обязательно выживу. Если приму решение.

Черт знает где, посреди Пустошей на Западном побережье, меня окружили две взбудораженные группы людей. Это плохо, ведь достаточно разозлить лишь одну из противоборствующих группировок, чтобы в итоге очутиться в логове когтей смерти связанным по рукам и ногам.

Порой автор выдаст пассаж, вроде «The Last of Us, Rage, Fallen Earth… — это игры, которые нельзя сопоставить с Fallout из-за отсутствия соответствующей атмосферы» — а если нельзя, то зачем вообще об этом писать? В конце Лафлериэль вообще прилепит рецепт апокалиптического пепозо на случай, если у вас завалялся килограмм мяса брамина.

Для кого эта книга?

Непонятно, кто целевая аудитория этой книги. Геймеры лучше еще раз пройдут любимую игру или поиграют во что-то другое, ведь играть проще и веселее, чем читать. Я могу представить, что эту книгу покупают жены/мужья или друзья заядлых фанатов Фоллаута для поддержания беседы и чтобы наконец разобраться в курсе конвертации цен в крышки, а при упоминании Братства Стали понимают, что речь не о гаражном кооперативе, а про игровую фракцию.

Другая публика — кто хочет быть в теме, но играть в игры не хочет или не любит. Возможно, нравится сеттинг постядерного ретрофутуризма и собираются писать фанфики на тему или нужно освежить в памяти, кто такие «Дети атома» и какого персонажа озвучивал Чендлер из «Друзей» и Дэнни «Мачете» Трехо. Но для этого не обязательно покупать книгу — достаточно воспользоваться гуглом и почитать фанатскую википедию. Вики на fandom.com будет даже предпочтительнее, поскольку информация там разложена по разделам и есть перекрестные ссылки для глубокого погружения. 

Стоит ли читать?

Лучше поиграть в игру. Но если у вас есть несколько часов, то рекомендую прочитать главы «Fallout: двадцать лет мутаций», «Спин-оффы и отмененные проекты» и «Музыка в Fallout».

«Fallout. Хроники создания легендарной саги» — это такой бесполезный гайд, в котором вроде бы много информации, но она расположена неудобно, не по хронологии и бессистемно. При этом у книги не получается передать нужное настроение и дух серии, поскольку ломается главное правило хорошего произведения — тут рассказывают, а не показывают. А Fallout в первую очередь опыт, который нужно пережить, увидеть и услышать самому. 

Категории:


Главная страница » Книги про игры » Эрван Лафлериэль — Fallout. Хроники создания легендарной саги