Super Mario RPG — это маленькая, быстрая, очень красочная игра про Марио, Пич, Боузера и других сказочных существ, которая для кого-то станет главной RPG года. Особенно на фоне масштабной Octopath Traveler II, неприметной Star Ocean: Second Story R и унылой Sea of Stars, которую я бросил и нисколечко не жалею. Тем более появился достойный объект для сравнения — после Super Mario RPG боевка, музыка и сюжет Sea of Stars не выдерживают никакой критики.
В Super Mario RPG супер весело драться
Вы воскликните, мол, «Павел, сравнивать две непохожие вещи, чтобы оправдать свои пристрастия и возвысить одно над другим — это низшая форма вкусовщины и критиканства». Да, но! Боевые системы обеих игр похожи: пошаговые ходы, нужно нажать на кнопку непосредственно перед атакой, чтобы усилить наносимый урон, либо выставить блок перед вражеской атакой, чтобы снизить урон входящий.
Именно боевая система стала камнем преткновения в Си оф Старс (Си — это оценка игры) — она скучная, нудная и воспринималась спустя 5 часов как «блин, опять налетел на врага, придется драться». В Super Mario RPG сражаться было весело и каждая битва воспринималась, как мини-игра — смогу ли я выставить идеальный блок, чтобы получить нулевой урон? Смогу ли я во время Geno Whirl нажать кнопку в нужный момент, чтобы снести 9999 HP?
Вообще боевка напомнила мне мою вторую любимую пошаговую боевую систему в играх: «как в Final Fantasy X». FFX мне не понравилась практически ничем, кроме музыки и боевки, в которой упор делается на атаку по слабостям врага. У каждого персонажа в команде своя роль, поэтому его можно мобилизовать на поле боя из запаса в любое время: Пич у нас поддержка с дешевой лечащей и воскрешающей магией, Мэллоу незаменим против врагов с уязвимостью к электричеству и холоду и т.д.
Я люблю когда игра разрешает мне очень быстро расправляться с врагами — например, за счет траты маны, для восполнения которой нужно либо отовариться в магазине, либо поискать редкие предметы. Мало того, что в Super Mario RPG быстрые бои, так их еще получается ускорить за счет специальных атак по всем сразу. Меньше духоты, больше веселья! Но при этом важно помнить, что карманы не бездонные, можно забыться в пылу сражений и остаться без расходников на восполнение сил. И тогда произойдет что-то плохое. Или не произойдет, я не знаю. Потому что игра очень простая.
Super Mario RPG очень простая игра
Главная претензия к Super Mario RPG — это очень простая игра. Я умер только на секретном необязательном боссе, который является отсылкой к Final Fantasy VI. В сюжетной части увидеть экран Game Over мне не посчастливилось. Однако игра проходится за десять часов (по шесть долларов за час, да!) и желание челленджа разбавляется каким-то неприличным числом сторонних активностей.
Вот ты быстро побил босса, а теперь уже скачешь по бочкам в реке, как те хоббиты, затем прячешься за шторами, чтобы тебя не поймали, а потом прыгаешь по головастикам, чтобы сыграть мелодию, катаешься на вагонетке в шахте, участвуешь в гонке на Йоши (до того момента я даже не догадывался, что знаю так много нецензурных ругательств про зеленых драконов), участвуешь в квизе и много чего еще. Сразу же на ум приходит сравнение с потрясающей Paper Mario: The Origami King, которую я рекомендую всем и и каждому.
С другой стороны, у нас есть примеры комфортных и вроде бы беззаботных игр, в которых весь челлендж начинается после титров. В этом Super Mario RPG похожа на Kirby and the Forgotten Land где игрок сам выбирает тот уровень испытаний, который ему под силу. Здесь есть пост-гейм контент, предлагающий сразиться с усиленными вариациями боссов, у которых поменялись приемчики и наскоком их не возьмешь. Да-да, все вокруг победили две формы Culex с первой попытки, молодцы. У меня пока не вышло, но я не отчаиваюсь.
…да несчастье помогло
Сюжет прост и незамысловат, как мультфильмы по выходным. В мире вторглось общее зло, благодаря которому Марио и Боузер объединились. Им помогают принцесса Пич, взращенный жабами зефирчик Мэллоу и одержимая кукла Джино. Главной целью компании становится сбор семи звездных осколков, иначе желания людей, которые загадывают во время падающей звезды, перестанут исполняться. А еще нужно победить Смити, который занял замок Боузера. Смити не только сквоттер, но также всеми силами топит за вторую поправку.
Из всей братии лучше всего раскрыли Мэллоу — у него отличная предыстория, конфликт и финал. Боузер как всегда, Пич нужна ради лечения и забавной сценой со свадьбой, Марио стал главным объектом для шуток, а Джино какой-то, кхм, деревянный. Юмор в игре, скажем так, присутствует. Его много, в сравнении с обычным платформером про Марио, но он не такой изысканный и изощренный, как в Paper Mario. Есть клоунада с падениями, широко раскрытыми ртами и вытаращенными глазами, как было в Live a Live, но это исторически так сложилось.
В Super Mario RPG нет случайных стычек. Враги видны на экране, сражений можно избежать, а при переходе между экранами уже побежденные существа не воскрешаются. И все это было в 1996 году. На картридже для SNES! Звучит как магия, для которой не нужно 3 компакт-диска 😏
Super Mario, Super RPG
Super Mario RPG — это веселая, милая и очень насыщенная игра, которая за 10 часов способна выставить в дурном свете целую кучу товарок по цеху. Крайне дружелюбная к игроку и не стремящаяся раздуть хронометраж на пустом месте.
Она показывает как надо делать эти ваши RPG — если пошаговые сражения, то без духоты; если простой сюжет, то без ненужных диалогов; если игрок начинает подозревать что-то неладное или вот-вот заскучает — всучи ему мини-игру, пусть развлекается. И всё это под приятный саундтрек Йоко Шимомуры, половина треков из которого навсегда застрянет в памяти.
Теперь я понимаю, почему Super Mario RPG в пятерке, кажется, любого топа лучших JRPG всех времен и народов.
Игру на картридже можно купить в магазине Play Asia.