2

Metaphor: ReFantazio была моей самой ожидаемой игрой в этом году. Я предвкушал темное фэнтези с захватывающей историей, интересными персонажами, сложными данжами и потрясающей музыкой. Специально не смотрел трейлеры и промо-материалы, чтобы не испортить сюрприз. Это был тот момент, когда лучше узнать все об игре заранее и пройти мимо.

Metaphor: ReFantazio
Некромант выглядит, как все флаконы духов в начале 2000-х

Studio Zero New Ideas

Разработчики Atlus считают, что «Метафора» станет третим столпом студии — флагманом наряду с сериями Persona и Shin Megami Tensei. Однако уже при беглом знакомстве с демо-версией Metaphor: ReFantazio стало понятно, что Studio Zero не зря выбрала так назвались. Новый идей в игре практически нет. Сеттинг — это кондовое фэнтези, в котором неравенство и угнетение описаны так, будто пятиклассницу попросили пересказать фильм «Дивергент». Макабрических боссов перерисовали с картины «Сад земных наслаждений», что в пору сражения с ними называть босх-файтами. Календарь с дедлайнами, комнаты сохранений в подземельях, распорядок дня, социальные связи, весь каркас сюжета с внезапными поворотами и даже Шибуя переехали прямиком из Persona 5. Если вы играли в эту «Персону», то до мельчайших подробностях предугадаете последние десять часов истории.

Дело в том, что «Персона» напоминает китайские буддийские храмы. Если видел один, значит видел все. Главное нарваться сразу на самый красивый, чтобы не тратить время на остальные. Я однажды провел 130 часов в Persona 5 Royal и, кажется, наелся до конца жизни. Теперь хочется чего-то другого, а не «рескина» тех же щей в декорациях детской книжки.

Теперь понятно, что «Метафора» — это не третий столп. Скорее насыпь, чтобы поддержать и приподнять флагман «Персоны» чуть повыше.

Картины для людей с астигматизмом (нажмите, чтобы разглядеть получше)

Metaphor: ReFantazio — это очень скучная игра

Один журналист сказал, что Shin Megami Tensei V — это «Персона» без сердца. В таком случае Metaphor: ReFantazio — это «Персона» без воображения. И на сдачу. Помимо устаревшей графики и деревянных безэмоциональных 3D-моделек, у игры нищий дизайн уровней. Буквально все подземелья похожи друг на друга. Забудьте про загадки! Главная головоломка здесь найти проклятый лаз через стену, который вы не заметили. Во всех данжах есть такие выемки для лазанья на корточках — хоть в склепе, хоть в заброшенном замке, хоть в пещарах.

Никаких психоделичных красот и артистизма дизайна, ведь все деньги ушли на менюшку и интерфейсы. Для отвода глаз налепили летающие частицы, рябящие края у предметов и размытие при беге. Иногда я не понимал — это игра так замылилась или у меня уже глаза отказывают? Я могу смириться с посредственной графикой, если игра выходит на Nintendo Switch. Но когда покупаешь версию для PlayStation 5, то рассчитываешь на какой-нибудь минимальный стандарт. Например, как у Scarlet Nexus, в которой используется похожая пост-обработка объектов, но все выглядит опрятным, ухоженным и без размазывания картинки в движении.

Кроме того, саундтрек не тронул струны моего сердца. Я осуждаю повсеместное использование хорового пения и заметил подозрительные заимствования из Fire Emblem: Three Houses. Хоралы придают слишком большое значение проходным локациям, а в самые важные моменты играла совершенно невыразительная музыка. Добавил в избранное 3 трека из 61 — очень плохая конверсия.

Metaphor: ReFantazio
Красивые тут только статичные нарисованные картинки

Боевая система Metaphor: ReFantazio

Боевка претерпела небольшие изменения, но не столь радикальные, как я предполагал. Бои в реальном времени «подсмотрели» у Trails Through Daybreak, но перенесли коряво и криво. В итоге мы просто рубим врага до потери выносливости, а затем переходим в привычный пошаговый бой. Выйти из пошагового сражения обратно в рил-тайм нельзя. Если уровень персонажа повыше, то враги умирают с одной тычки в реальном времени, перехода к пошаговой битве не будет. Это наш главный источник гринда опыта и маны.

Вместо «Персон» и «Демонов» здесь Архетипы — условные профессии из любой другой игры. Я обрадовался, когда увидел наличие архетипов Soul Hacker, Persona Master и Devil Summoner. Наивно подумал, что они предложат что-то новое, какое-то изменение опостылевшего геймплея. Нет, это все та же классическая прокачка с получением новых приемчиков. Вся «тактическая» составляющая заключается лишь в том, что можно выучить много-много всяких разных навыков и перенести 4 штуки к самому любимому архетипу. То есть надавать рыцарю лечащих и восстанавливающих заклинаний, а вору накидать в мешок всевозможных баффов. Еще есть архетип «Переговорщик», но он не желает общаться с врагами и вербовать их на свою сторону. Обидно…

Проблема в том, что полностью боевка раскрывается на пятом часу игры и никак не меняется. Добавили два ряда для расстановки персонажей (как в Final Fantasy VII, например) и совместные атаки (как в Final Fantasy VII Rebirth, например). Дальше остается только выполнять условия для новых профессий и решать, пригодятся ли их навыки потом. В конце ты понимаешь, что не все архетипы одинаково полезны и пройти можно только задуманным разработчиками путем. Финального босса не победить без использования архетипа, который накладывает уязвимости к магии. Не получится, даже если перекачены. Даже на самой легкой сложности с воскрешением посреди боя.

«Здравствуй, я твоя мышка. Я твоя мышка и я тебя съем»

«Выборы, выборы! Кандидаты — ******!»

Сюжет полон логических дыр и таких надуманных условностей, от которых давно отказались авторы самого махрового янг эдалта. Персонажам невообразимо везет буквально в каждой затее, какой бы опасной или странной она ни казалась.

Хуже всего, когда в ролевой игре нет даже зачаточного ролевого отыгрыша. Я отвечал только максимально нецарскими репликами — «не знаю» и «решайте сами». Но мои сопартийцы все равно души не чаяли и растекались соплями по поводу того, как им со мной повезло. Все участники нашей расово-гендерно-разнообразной команды максимально одноклеточные. Пустышки, у которых нет других мыслей за пределами личной растянутой драмы. Они не разговаривают, а произносят реплики, декламируют свои мысли. Это взрослые люди со своей тачкой, которые вроде бы не обременены домашкой и работой, но все равно не двинутся с места, пока не позволит календарь. И на это вообще никак нельзя повлиять.

В Мартире мои розовые очки окончательно треснули. Мы расследовали дело о похищении детей. Я махнул рукой на подвал с застывшей водой, похожей на битум, оправдал ленивую феечку, которой было западло пролететь пять метров и нажать рычаг, чтобы опустить шлюз. Я прощал игре многое до тех пор, пока «Метафора» не решила насильно запихнуть мне в глотку сочувствие и сопереживание к убийце, которая скармливала людей монстру. Последней каплей стал эпизод, когда команда за меня решила, что деньги за заказ нужно раздать жителям. Хотя я выбрал реплику, что мы забираем награду себе.

Само собой, все это было в «Персоне» и глупо ожидать чего-то другого… Хотя, нет, погодите. Геймдиректор Кацура Хасино прямым текстом сказал, что они хотят создать игру, которую «никогда раньше не делали». Оказалось, что новый Питер Молиньё, наобещавший с три короба, имел в виду лишь фэнтезийный сеттинг. Вот его они раньше не делали.

Минотавр — одна из нескольких отсылок к Shin Megami Tensei IV.

Итоговое мнение о Metaphor: ReFantazio

Это скучная, некрасивая и крайне предсказуемая игра, которую я не могу рекомендовать. Вместо нее прошу обратить внимание на Tokyo Mirage Sessions ♯FE Encore — яркий, веселый проект, который знает свое место и не старается казаться чем-то большим. А еще в там нет назойливой феечки-проводника, которая предпочитает орать «скорее, помогите ему!» вместо того, чтобы сделать хоть что-то полезное. Еще один летающий перед глазами мусор.

В первый же день я дал себе зарок — если финал Metaphor: ReFantazio будет таким, как я предполагал, то поставлю 2 балла. Как видите, я держу свое обещание. Потому что это так себе опыт, когда ты 60 часов тащишься к развязке, которую озвучил супруге со словами: «вот прикол будет, если в конце они…».

Я больше никогда не куплю ни одной игры Atlus, если в названии не будет слов shin, megami и tensei.

Что это за оценка?

Категории:


Главная страница » Мнение » Обзор Metaphor: ReFantazio — разочарование года