Мне в свое время удалось поработать при органах власти. Не уровень Кремля и Белого Дома, конечно, но с ситуациями, чтобы и волки были сыты, и овцы были целы, и пастуха наказали для острастки. Поэтому все эти политические шашни я очень люблю и ценю в любом медиа. Рассказываю во всех подробностях, почему сюжет Metaphor: ReFantazio — это не политическая драма, а обычный мультик. Из тех, где не смогли придумать хитрые ходы, чтобы заманить героев в ловушку, поэтому просто использовали открывающийся люк в полу.

Про расизм

В Metaphor: ReFantazio политика описана плохо, бедно и служит фоном для высказывания — для кого-то наш жестокий мир покажется недостижимой утопией. Поэтому, крепитесь и мужайтесь, есть те, кому всегда хуже. Вдвойне смешно, когда понимаешь, что под «нашим миром» в игре подразумевается Япония — страна, известная своим повседневным бытовым расизмом.

Это не шутка, а буквально заголовок из новостей

Дискриминация в игре описана примитивно и сказочно. В шахтах и на других тяжелых работах вкалывают все подряд, даже из привилегированных народов. В то же время наш протагонист — из самого ненавистного класса — не получает ни плевков в рожу, ни завышенных цен в магазине, ни уменьшенную награду за квест. Пару раз на него побурчали в начале игры и забыли на 70 часов. Все с ним охотно общаются, дружат и помогают.

Была ситуация, когда мужичок выдал нам квест вместе с пренебрежением: ой, фу, мне помощь от эльда не нужна, но если принесешь потерянное колье, я так и быть тебе щедро заплачу. Все Мэри Сью в истории человечества рукоплещут такому подходу.

Про злодеев

В «Метафоре» были хорошие идеи, но подкачала реализация. Цареубийца Луи говорит вроде бы правильные вещи и топит за равноправие всех перед всеми. Но к нему сложно испытывать симпатию, поскольку он добивается всего лишь грубой силой. И до последнего не решается раскрыть свое истинное происхождение, которое вообще ни на что не влияет и не сочетается с идеей «расизм — это плохо».

Складывается ощущение, что сценаристы просто не смогли бы должным образом прописать конфликт между расой Луи и его притязаниями на трон, а весь финт с накладными рогами нужен был лишь для твиста в духе «он изначально все знал!». Твиста в своей сути слабого и глупого.

Вейн из Final Fantasy XII выглядит, как самый махровый злодей. Но его речи заставляют поверить, что он неплохой парень

В Final Fantasy XII более удачный пример представления узурпатора. Улицы заполнены имперской армией, которая ведет себя грубо и хамски. В целом империя кажется очевидным злом и тем, с чем нам придется отважно бороться. Однако в первые же секунды своего появления имперский наместник Вейн Солидор переходит из разряда «злой злодей» в статус «всё не так однозначно». Для этого достаточно было выйти на сцену не дожидаясь перечисления всех заслуг и поговорить с людьми без мерзкого высокомерного тона. Понятное дело, что дальше Вейн покажет свою гнилую натуру, но первое впечатление он оставляет неизгладимое. За такими персонажами всегда интересно наблюдать и ловить каждую их реплику.

Про наследников и выборы

Я люблю, когда разработчики не держат за дурака ни игрока, ни населяющий игру народ. В этом плане двенадцатая «Финалка» снова взяла верх. В мире игры считается, что наследница престола Аше мертва и захваченной Далмаской уже некому править. Оказывается, что Аше жива и работала с местными повстанцами, но претендовать на что-то больше ей уже сложно, поскольку никому она не докажет, что является законной наследницей. Есть только ее слово против слова империи. Поэтому Аше отравляется в гробницу, чтобы достать камень, который будет неоспоримым доказательством ее кровного права на престол.

В Metaphor: ReFantazio похожая ситуация, но законный наследник по определенным причинам не может принять участие в демократических выборах. Поэтому наша команда решила, что нужно всем объявить, якобы главный герой — это принц. Без подготовки, без проработки плана, без здравого смысла. Просто выйти в центр площади и заявить «я — принц!». В этот момент каждый на той площади отупел.

Кроме того, демократические выборы в монархическом государстве кажутся абсурдными и излишне романтизированными. В «Метафоре» сквозит ленинская идея, что даже «кухарка может управлять государством» — любой может заручиться симпатиями большинства и стать… кем? Королем? Президентом? Чем дальше по хронометражу, тем глупее и кринжовее кажутся остальные кандидаты. Никто из них — и даже наши герои — не имеют качеств, которые определяют достойного правителя. Само собой, управленец должен быть мудрым, храбрым и обладать воображением, но эти качества он должен нарабатывать годами, а не за четыре месяца при помощи чтения книжек и купания в ванной. Так себе опыт, когда ты выигрываешь дебаты с одноклеточным придурком, который считает, что «миром правит красота» и «все красивые будут жить припеваюче».

Так и получается, что «Метафора» — это сказочка про плоских персонажей, у которых нет своей собственной правды, нет системы координат для движения, нет мировоззрения и опыта. Есть только книжка, где описаны всякие добрые вещи, а значит надо, чтобы эти вещи были в реальности — вот и вся мораль. Осталось только попросить бога выключить нынешний режим и включить утопию, а потом поплакать с половиной маршрутки.

Послесловие

Этот пост — своеобразное письмо любви к Final Fantasy XII, которая нравится мне в первую очередь тем, что она не похожа на Final Fantasy. Игра стала отдушиной после посредственной «Метафоры» с её ленивым сценарием, поэтому готов рекомендовать эту «финалку» всем, кому в прошлый раз не додали хорошей истории. Само собой, FF XII не идеальная игра и в ней есть множество дыр и пятен, но имеющийся костяк за пояс заткнет большинство проектов, вышедших за последние десять лет. Если местной политики вам маловато, то лучше идти в книги, поскольку все эти интриги, заговоры, улыбочки и перевороты хороши на бумаге, но играть в это бывает крайне скучно.

Категории:


Главная страница » Final Fantasy » Почему Final Fantasy XII — это политическая драма, а Metaphor: ReFantazio — обычное аниме