Ys X: Nordics потребовался год, чтобы получить перевод на английский. При этом, к сожалению, качество и смысловое наполнение игрового текста остается посредственным и безумно унылым. Зайди впервые к любому продавцу и не сможешь посмотреть его товары, пока не пройдет с десяток бессмысленных реплик. Можно смело выбросить половину разговоров и ничего не потерять, все равно сюжет умещается на одном листочке. Глядишь, быстрее бы перевели и выпустили на западе.
Второй неказистый слой Nordics — это внешний вид. Голые низкополигональные скалы и плоское море скорее отвлекают от остального, чем погружают в мир. Однако за невзрачной визуальной оболочкой и звенящей бюджетностью скрывается игра, в которую очень весело играть.

Молчание — золото!
Буквально каждый (!) персонаж здесь с удовольствием отгрызет кусок вашего свободного времени. Они гонят свою стандартную телегу, которая не выходит за пределы присущей им черты характера. Ты заранее знаешь, что тебе скажут и о чем попросят. А когда на палубе одновременно оказывается хотя бы три члена экипажа, то тут начинается, простите, словесный понос. Но эти персонажи лишь картонки и нужны для растягивания путешествия. Сюжет не двинется с места, пока мы не соберем их всех.
Каждому надо вставить хотя бы одну реплику, иначе штатные писатели Falcom зря получали свою зарплату. Вот и получаются ситуации в духе:
*подплываем к острову, на который, как и с десяток раз до этого, можно высадиться
— Я вижу большой остров!
— Интересно, на него можно высадиться?
— Надо проверить, что там есть!
— Только давайте осторожно.
— Мы со Стивом присмотрим за кораблем в ваше отсутствие
— Адол, ты готов?
— Да, вперед, йош икузо, все дела.
Реплик в игре немногим меньше, чем боев. Немного странно для экшн-рпг, не правда ли? А в первые десять часов крохи геймплея регулярно прерываются на долгие катсцены, в которым нам подробно все объясняют и тыкают камерой в каждого персонажа, чтобы у игрока появилась мотивация переживать за них. Благо, что игрок достаточно быстро вникает в правила игры и знает, какие диалоги можно пропускать без вреда для понимания сюжета. Ведь после каждой значимой катсцены Адол и Каръя все равно обсудят словами то, что они узнали.

В Ys X: Nordics лучшая боевая система в серии
Однако для меня Ys в первую очередь славится сражениями. Боевка стала главным бриллиантом игры, из-за которой не хотелось отлипать от экрана все 40 часов. Я ввязывался в каждую стычку, комбинировал навыки, старался набить большую цепочку атак и следил за карнавалом визуальных эффектов.
В Nordics у нас два бойца — Адол и Каръя, которые повязаны магическими узами и делают совместные сокрушающие атаки. Если сравнивать с Lacrimosa of Dana, то сражения стали медленнее и как будто чуть осмысленнее. На экране творится привычная вакханалия вспышек и эффектов, но я всегда был собран и контролировал поле боя. Если раньше уворачиваться ради замедления времени и ставить щиты получалось каждый третий раз, то теперь ты всегда понимаешь, когда получится увернуться, а когда встать в глухую оборону. И в целом уворачиваться и защищаться стало проще — жми кнопку, двигай стик, наши ребятки сами все сделают. Мне потребовалось приноровиться к новому поведению врагов и героев, поэтому на первых двух боссов потратил в общей сложности дюжину попыток. Огромный червь в воронке научил меня таймингам, когда нужно прожимать защиту ради заряда убийственных скиллов. После него я вообще не испытывал трудностей и прошел игру с полным комфортом.
Особенно выделяется в игре финальный босс-файт, в котором эпичность сражений вышла на запредельный уровень. Мало того, что силы равны и на нас не стесняются использовать все приемы, так еще соперник запускает в нас настоящий корабль. Слова «вау» и «ого!» звучали чаще всего на последнем босс-файте. Жаль, что остальные драки с боссами были не такими захватывающими. В целом злодейская команда, как и остальные персонажи кроме Адола и Каръи, выдалась ужасно штампованными и скучными. При этом драться с боссами приходилось повторно. Они получали по шее, обзывались, улетали, а потом снова возвращались, потому что в прошлый раз не договорили.

Эта музыка со мной надолго
Каюсь, пока проходил Nordics, то смог влюбиться только в два трека. Все остальное казалось обычным и присущим для серии. Гитары ревут, барабаны барабанят, эмбиенты задают настроение всем подземельям. Воспринимал саундтрек как должное, что было опрометчиво с моей стороны.
Месяц и чертову прорву посредственных альбомов спустя я пишу этот текст и слушаю саундтрек Ys X: Nordics, который теперь ощущается иначе. Нейроны в мозгу переобучились и теперь я готов назвать этот саундтрек поистине великолепным. Симфония из ярости и трогательности, сплав фолковых мотивов и марширующих ударных — все на своем месте и звучит как большое приключение. Здесь запоминается каждая вторая мелодия и ты внезапно понимаешь, что сидишь и отбиваешь ногой ритм. Даже нелюбимые струнные как будто нарастили мышечную массу, стали сильными и независимыми и теперь по ночам сражаются с преступностью в городе.
Саундтрек Nordics показывает, что можно сделать музыку немного «чересчур», но при этом она не надоест, не приестся и под нее будет хотеться путешествовать и преодолевать даже не самые увлекательные места. Музон орет, щепки летят, пожалею пока этот вражеский корабль, потому что вот-вот будет припев, под него и разнесу супостата.
Я не люблю игры про море и пиратов, но Ys X уже вторая на моей памяти, где я с радостью устраиваю баталии на воде из-за отличного саундтрека. Первая была Kingdom Hearts III на планете «Пиратов Карибского моря».

Два шага вперед, один шаг назад
Ys X: Nordics кажется просто «еще одной» игрой в серии. Необязательный и как будто плановый релиз, который нужен лишь бы выпустить, чтобы заработать немного денег и удержать компанию на плаву. Это как iPhone, только в мире японских разработчиков, которые однажды научились что-то делать, так и будут продолжать по инструкции.
Кто-то понимает разработчиков, кто-то даже жалеет. На мой взгляд такой подход требует критики. Нет ни одной объективной причины и разумного объяснения тому, почему игра так плохо выглядит. И это в мире, где есть более дешевые инди-продукты с совсем уж минималистичным оформлением, но арт-дизайн скрывает все огрехи (привет, Dredge!).
Особенно это все удручает на фоне новостей о расширенном издании Ys X, которое анонсировали совсем недавно. Обещают что-то улучшить и дать больше контента, среди которых будет арена — самый ленивый в мире наполнитель. Не думаю, что они почикают графоманию и подтянут графон, поэтому покупать Proud Nordics я не планирую.

Мнение о Ys X: Nordics
Ys развивают и улучшают, но совсем уж черепашьими шагами — на каждое нововведение есть элемент, который сделан хуже, чем в прошлой игре серии. Сделали лучшую боевку, но вернули коридоры из Lacrimosa of Dana вместо выдающегося эксплоринга Monstrum Nox. При этом разнообразия в локациях стало гораздо меньше. Придумали морские сражения, но они получились топорными и не впечатляющими.
Хочется заморозить себя в криокамере и очнуться в будущем, чтобы посмотреть, как будет выглядеть и играть Ys XX. Вот там наверняка появится красивая вода и симуляция волн.
У игры несколько настроек сложности и молниеносная отзывчивость. Шикарный саундтрек и потрясающая боевая система смогут удержать интерес на десятки часов. При этом текста очень много, так еще и английский перевод как будто усложнен. Английская озвучка Адола такая ужасная, что я не смог вытерпеть. Хьюгилл — лучший мальчик, кар!

