В моем уютном мирке игры с пошаговыми битвами существуют для того, чтобы заторможенные игроки с плохой реакцией из шахматного клуба наконец могли хоть где-то доминировать. Строй себе стратегию не спеша, планируй ходы, будь самым умным в комнате и дави врагов мозгом. Clair Obscur: Expedition 33 изменила правила. Теперь ты играешь в пошаговый дарк соулс — готовься умирать помногу раз. И я не скажу, что мне это понравилось.

Экспедиция книжного клуба
У меня не получилось проникнутся персонажами. Лучшие здесь все, кто не является людьми. Они приятные наощупь и добрые внутри. Остальные же выполняют роль функций-затычек, потому что в бою с нашей стороны должно быть три участника. Вроде бы выдают драму и говорят цитатами, но все это какое-то пустое и патетичное, как суета муравьев, которые потеряли запах впереди идущих. У нас здесь господа, которые мнят себя героями приключенческого романа, где до начала приключения нужно сперва перетерпеть первый том — как в «Тёмной Башне» Стивена Кинга, ага.
Эти «люди» не растут, не меняются, не сталкиваются с переживаниями, которые сложили бы из картонки человека. Этакие слепленные из пластилина фигурки, их можно раздавить и собрать заново, ничего в душе не ёкнет. За ними не интересно следить и не хотелось сопереживать. Да и в целом они выглядели, как группа самых неподготовленных людей.
Другие в экспедициях вешали крюки для прыжков, скобы в скалы втыкали, чтобы было удобно забираться. Наша 33 экспедиция просто ходит по проложенным дорогам, смотрит по сторонам, щелкает лицом и ничему не удивляется. По правде, слово «экспедиция» в этом контексте кажется страшным преувеличением! Эта игра должна называться «Выход в парк на пикник с вином и сырной нарезкой 33». Потому что новобранцы ничего не делают для последователей: не собирают образцы, не ставят больше флагов (у флагов мы пополняем фляги с эстусом). Один там с тонкой душевной организацией писал журнал для потомков, но возомнил себя Шарлоттой Бронте. Вторые общались многозначительным молчанием — четыре экрана с многоточием вместо реплик, как вам такое? Игра в целом состоит из бессмысленной литературной водички, которая вообще ни на что не влияет (см. скрин 1, скрин 2). Спасибо за стишок, экспедиция 36! Очень полезно!

«Карандаш я беру, по бумаге веду, вот портрет получается странный»
Есть игры, в которых очень много болтают и несколько раз повторяют одно и то же. Clair Obscur: Expedition 33 относится к играм, где не рассказывают вообще ничего! Случился какой-то глобальный катаклизм, и ладно. На карте мира творится буйство сюрреализма, но нашим сопартийцам все равно. Им не интересно, почему в землю вбиты гигантские гвозди, что случилось с гравитацией и как будто никто не обращает внимания на мать-её-погнутую Эйфелеву башню! Отсутствие комментариев по поводу увиденного делает мир мертвым. В конечном итоге окружение становится свалкой ассетов, которая работает по принципу — добавь еще этих французских булок в место, где никто их не будет ожидать.
Мы получаем сюжетные толчки в начале и конце акта. Обычно кто-то появляется и что-то рассказывает. Либо работает правило плохого детектива — когда персонаж узнал важную информацию из записки, но не рассказывает игроку. Происходят события, только после этого записка попадает в инвентарь и ее можно прочитать. Тогда игрок узнает, что за чушь все несли и что вообще происходит. Главный сюжет случается спешно и скомкано в начале третьего акта. Складывается ощущение, что хотели бы ехать на недосказанности в стиле соулс-лайков, но в последний момент слепили историю, чтобы было что показывать в кино. Разработчики заказали экранизацию и получили очень много денег и послабления по налогам от французского Национального центра кино и мультипликации.
Когда сюжета недостает, то разум самостоятельно находит связи и строит догадки. К сожалению, меня слишком долго держали в неведении и не подкармливали фактами из лора, что воображение успело нарисовать шикарную историю и найти кучу логических дыр в завязке «Экспедиции 33». Моя история, само собой, оказалась круче. А разработчики так и не объяснили, как другие экспедиции прошли мимо живых боссов, наставили крюки для прыжков там, где их быть не могло, и почему не позаботились о сохранении знаний для других. Точнее, этому всему есть объяснение, но оно слишком ленивое.

Боевая система Clair Obscur: Expedition 33
Ранее я писал, что у игры невероятная боевая система. Я надеюсь, что кто-нибудь вдохновится, подсмотрит, перенесет в свою игру и сделает все нормально. Потому что заучивать тайминги атак, чтобы успеть нажать на кнопку за четверть секунды — это ненормально.
Когда игра хочет, чтобы ее проходили с комфортом, то она подает световой сигнал, когда можно отбить атаку, а когда лучше увернуться. Когда игра хочет, чтобы ее задрачивали рефлексами, она ничего не делает… Expedition 33 относится ко второму типу. Проблема в том, что до конца второго акта персонажи упираются в потолок, при котором наносят 9999 урона. В свою очередь у боссов здоровья на сотни тысяч. Нужно обязательно парировать атаки, чтобы наносить больше урона. Парирование срабатывает если отбить все атаки в комбо. Но если на одном ударе перенервничал и прожал кнопку раньше, то финита ля комедия — тычка нанесет много урона, или наложит негативный статус, или просто убьет. При этом световой индикатор есть у редких атак, когда нужно прыгать. Иногда можно ориентироваться на слух, но не у всех атак есть выраженное звуковое сопровождение.
Во время битвы на экране что-то мельтешит, на Series S картинка рассыпается так, что в темных локациях практически ничего не видно. Ситуацию усугубляет камера, расположенная позади участников. Из-за нее достаточно сложно оценивать расстояние до врага. Я пропускал практически каждый летящий снаряд, потому что не понимал, когда он долетит, чтобы его отбить. В других играх с похожей боевкой камера обычно сбоку (Paper Mario, Mario & Luigi), сверху (Super Mario RPG) или ею позволяют свободно вращать (Like a Dragon). Это все нужно для того, чтобы игрок отчетливо видел откуда по нему бьют и когда атака достигает цели. У меня никогда не было проблем с парированием в ролевках про Марио и Ичибана. Но в «Экспедиции» порой приходилось геймпад рукой перехватывать и жать RB большим пальцем, потому что указательный не успевал за темпом босса.

«Играй, как я сказала, или получишь…»
В Paper Mario и Like a Dragon дополнительные атаки и защита опциональные, чтобы игрок не ждал конца хода, пока проиграются все анимации. Только в Color Splash есть один босс, чьи атаки нужно идеально отражать. Остальные игры без проблем проходятся даже если умудришься пропустить все удары в лицо. Бои, конечно, растянутся и лишатся зрелищности, но игры все еще приносят удовольствие. Clair Obscur: Expedition 33 получится пройти только если игрок играет так, как задумано. В противном случае его наказывают. Есть читерские билды, которые убивают всех с одного удара, но до них придется погореть и попотеть двадцать с лишним часов.
Нужно отдать должное! Expedition 33 понимает, что не все готовы попадать в тайминги и уворачиваться. Поэтому дает возможность отыграть танка — персонаж получает очки действия, когда по нему проходит урон. Накидал щитов, усилился как следует и вроде бы играть стало комфортнее. Но боссы третьего акта как-то довольно быстро разобрали моего танка и отправили на переплавку. Тут игра показала свое истинное лицо — у нее очень мало геймплея, поэтому надо тянуть время в битвах. Нам устроят марафон по ранее пройденным локациям, подсунут одних и тех же боссов. Всё, лишь бы скрыть, что в игре контента на 10 часов.
Удивительно, но все преимущества пошаговой боевки в этой игре сведены до нуля. Ты не можешь победить босса по тактике, потому что он либо ходит несколько раз, либо после хода любого сопартийца. Я пытался накинуть ожоги и поставить метку, чтобы Маэль как следует бахнула, но пока до нее дошел ход, босс уже снял все негативные статусы и наложил щиты. На моей памяти, это первая игра с пошаговой боевкой, где вообще не надо думать, только заучивать тайминги и прожимать кнопки вовремя. Еще была Mario & Luigi: Brothership, но там все же в некоторых активностях приходилось совсем немного напрячь мозг.

Мнение о Clair Obscur: Expedition 33
Я очень ждал игру и изо всех сил старался, чтобы она мне понравилась. Когда я опытным путем выяснил, что сражения не будут приносить ожидаемого удовольствия, то продолжал ковыряться и изучал боевку. Искал возможности, тренировался, проигрывал, начинал снова… А потом понял, что не испытываю никакой радости. Вместо построения стратегии и продумывания тактики я задрачиваю парирования, чтобы посмотреть не самый интересный сюжет и побегать по неживому миру. Вся красота локацией в конечном итоге свелась к разноцветному лесу: желтому или красному.
В ней нет загадок, нет привычного исследования, нет мини-карты, иначе бы все заметили, что вместо левел-дизайна буквально прямая кишка с ответвлениями. Как у Final Fantasy XIII — игры, которую только безногий не пнул за дизайн локаций.
Я буду следить за успехами студии Sandfall Interactive и обязательно поиграю в их следующую игру, но на этом моя утомительная экспедиция закончена.
Clair Obscur: Expedition 33 плохо сигнализирует о вражеских атаках и не предлагает тактического геймплея. Требует попадать в тайминги, иначе её не пройти. Интригующий сюжет превращается в назойливую слюнявую драму, от которой воротит. Мини-карты нет, быстрого перемещения нет, нельзя сменить персонажей в бою. Радует, что игра короткая — когда совсем стало тошно, она уже закончилась.

