У Forspoken не заладилось с самого начала из-за издателя и выбора платформы для релиза. Услышав фразу «консольный эксклюзив для PlayStation 5 от Square Enix», я бы представил себе что-то массивное и великое, на уровне Final Fantasy XVI. Проблема в том, что Forspoken получилась не шедевром. И, знаете, не каждая игра должна быть шедевром, чтобы в нее стоило поиграть.

«Крепкий середнячок»
Я дипломированный юрист, поэтому не верю свидетелям на слово. Каждый факт я должен перепроверить и убедиться сам. Именно поэтому взялся за Forspoken несмотря на тонну критики и негативных обзоров. А все потому что игру ругали практически за все аспекты, кроме геймплея. Систему магии либо осторожно хвалили, либо обсуждали в нейтральном ключе. Также парой добрых эпитетов наградили паркур — в игре можно весело скакать по миру стрекозлом, преодолевая большое расстояние за несколько прыжков.
Ругали игру за одинаковые активности, вопросики на карте и прочие вещи, которые далеко не обязательны, но почему-то их постоянно упоминают и ставят в укор. Как будто игроков заставляют зачищать карту и искать всех Короков. Открою секрет — в Breath of the Wild добавили 900 Короков, чтобы даже самый невнимательный и ленивый мог случайно наткнуться на лесного духа, получить корокское семя и прокачать вместимость сумок.
Магия, быстрое передвижение по миру и вопросики на карте с одинаковыми активностями… Напоминает Hogwarts Legacy, неправда ли? Но в отличие от неё, Forspoken удерживает внимание благодаря разнообразию боевых механик. Я обожаю вселенную Гарри Поттера, тем не менее Hogwarts Legacy мне быстро надоела. Особенно приелись сражения с одним и тем же боссом-рыцарем по одному и тому же сценарию. Forspoken даже спустя 22 часа не прекращала развлекать боями. Не говоря о боссах-головоломкам в духе The Legend of Zelda, к каждому из которых нужен особый подход.

У Forspoken шикарный геймлей!
Я много раз писал, как сильно люблю боевую магию в играх. Мне хочется, чтобы на экране все красиво светилось, летало и бахало! Чтобы магия была не просто пиу-пиу, а лупила мощным снарядом. Чтобы если метеорит, то как в «Армагеддоне» Майкла Бэя. Как в Dragon’s Dogma, например, или хотя бы на уровне Ys X: Nordics. И Forspoken с легкостью утолила мой голод! Захватывало дух от ульты, когда из земли вырастают огромные корни до неба и накалывают зомби-крестьян, или стена огня, которая взрывалась с каждой секундой и становилась все больше, выходя за пределы экрана.
У главной героини Фрей есть несколько видов заклинаний, которые переключаются на лету. Начинается все с магии, стреляющей зарядами, как будто это шутер от третьего лица, а затем получаем мощные красные заклинания ближнего боя. Фрей становится чуть медлительнее, но огонь есть огонь, он пожирает все. К финалу у нас будет магия электричества, когда во врага нужно натыкать «проводников», а потом зарядиться и по всем жахнуть молнией. Получился настоящий симулятор выпускника Хогварста!
Остается только выбрать развлечение по вкусу. Можно нестись галопом по сюжету, зачищать деревни ради новой экипировки или закрывать челленджи на время. Особенно весело становится на монстрах-мутантах, которых можно часами ковырять и не добиться успеха, если не бить по слабым местам. Моим любимым развлечением была ловля котиков рядом с особыми постаментами. Поймаешь такого и он будет с тобой бегать по полям и спать рядом в местах для отдыха.
Но если не хочется заморачиваться, то Forspoken позволяет вкинуть все очки прокачки в одну ветку магии и стать таким же непобедимым. Не знаю, насколько это весело, но радует, что игра дает выбор.

Forspoken — это игра про выбор
Кажется, что все ненавидят Фрей. Ее ругали за то, что она неприятный персонаж, огрызается, много матерится и в целом ведет себя как обычный человек. Просто так, прохожая, девчонка чернокожая. Видимо многие привыкли играть за светлых высокоморальных паладинов, которые даже не пукают — отыгрывают персонажей, которыми они не являются. А тут, бэм, мордой об реальность. Но правда в том, что протагонистка Forspoken ведет себя именно так, как мы с вами. Радуется новым способностям, не доверяет первым встречным и в особенности говорящей бижутерии. Она не хочет спасать мир, ей наплевать на жителей умирающей страны, это не ее проблемы. И это отлично контрастирует с другими играми, где молчаливые попаданцы с радостью принимают все квесты и идут убивать злую ведьму.
Фрей хочет только одного — вернуться домой и покормить кота. А еще по приговору ей нужно явиться на обязательные работы. И если она не отметится в органах, то отправят в тюрьму. Именно желание узнать, как открыть портал и прыгнуть в Нью-Йорк становится главным начальным мотиватором.
Фрей может быть и неприятная, но у нее хорошее чувство юмора. Она не считает доброту за проявление слабости, она сама умиляется, когда кто-то сделал что-то милое. Именно игрок решает, хочет ли Фрей помолиться за усопших или нет. Игрок делает выбор — будет ли Фрей танцевать с горожанами на празднике или продолжит сидеть в углу злобной букой. Ближе к финалу цепочка событий приводит к тому, что нам дают выбор отыграть ту Фрей, которую мы хотим видеть. Она вольна вернуться домой или все же останется и поможет людям, которые ей начинают нравиться. Этот сюжет не хватает звезд с неба, но подкупает приземленностью.

Мнение о Forspoken
Если вы играете всего в две игры в год и хотите получить всё самое-самое, то Forspoken лучше обойти стороной. Однако если вам хочется побыть настоящим боевым магом, косить огненным мечом толпы врагов и нравится ощущение полного контроля над полем боя, то Forspoken это ваш выбор. Обязательно поиграйте, если любите фильм «Рыцарь Камелота» с Вупи Голдберг.
Особенно хорошо игра ощущается сейчас — у нее нет технических недостатков на консоли, средний ценник полторы-две тысячи рублей на маркетплейсах и Авито. Игра также доступна в подписке PlayStation Plus Extra.
Я играл в много отличных игр, играл в много плохих. Forspoken — это средняя игра по меркам Square Enix. Но если бы она вышла под крылом Nihon Falcom, ее бы все носили на руках. Очень хочу, чтобы следующий Ys был похож на Forspoken.
Нужно приноровиться к паркуру, войти в поток и все пойдет как по маслу. Бои бывают такими активными, что триггеры на контроллере PS5 начинали жалобно скрипеть. Игра достаточно легкая, без гринда, с удобной картой. Иногда непонятно, как далеко нужно отходить, чтобы уворачиваться от неблокируемых атак. Русский перевод местами без души, местами хорошо отработал каламбуры. У фоторежима вроде бы много опций, но работает как попало.

