Разработчики Silent Hill f предлагали найти красоту в ужасе, я же предлагаю вам найти другую игру. Всего за 9 часов игра умудрилась так надоесть, что уничтожила любое желание перепроходить ее ради дополнительных концовок.

Сезон любования туманом
Японское захолустье очистилось от людей, затянулось туманом и поросло странными цветами — с каждым трейлером Silent Hill f все больше интриговала. Я ждала 25 сентября как праздник, но покупать делюкс с ранним доступом не хотела. Все дело в розовом костюме с ушками, который, как мне казалось, сломает атмосферу игры. Сейчас жалею, что у меня его не было — в Silent Hill f и так все сломано.
Главная героиня Хинако со своими друзьями спасаются из деревни, но везде упираются в тупик. Мостик сломался, а речушку шириной в полметра не перейти. Калитка ниже их роста закрыта, не перелезть. Дверь из рисовой бумаги закрыта, не сломать. Ситуация ужасная и школьнице с трубой, серпом и молотом (привет от китайских разработчиков) остается только посочувствовать. В начале мне казалось, что по улицам будет интересно лазить: Хинако забиралась на приставные лестницы, убегала от врагов через окно, а заблокированные дороги со временем открывались. Но туман восторга быстро рассеялся и я поняла, что застряла в очень линейной и скучной деревне. Эбисугаока как музей — можно любоваться бытом японской деревни, но за невидимые ограждения не зайти. Большая часть домов закрыта, а свернуть с тропинки или переступить через камень невозможно. Игра с такой реалистичной графикой дает фантастически мало свободы.
Единственная локация, где было хоть немного интересно, — это школа. После узеньких домов она показалась мне настоящим дворцом. Я отлично провела здесь время: отпирала комнаты, подбирала коды к замкам и читала записки. Выбегала в туманный двор, чтобы на цыпочках проскочить мимо врагов и найти в клумбе ключ. Было так хорошо и приятно, что на время я забыла, что нахожусь в плохой игре.

Нелегкая атлетика в Silent Hill f
Из дневника мы узнаем, что Хинако занимается легкой атлетикой и вообще более физически развита, чем остальные. У нее в комнате стоят кубки и висят спортивные плакаты. Но после первой встречи с врагом становится понятно, что игра сама себе противоречит и не сочетает нарратив с геймплеем. В бою Хинако ведет себя не как атлетка, а как человек, который всю физру просидел на скамейке. Она медленно бегает, быстро выдыхается и вообще достаточно слабая. А для усиленного удара замахивается так, будто собирается вспахать мотыгой грядку. Немного побегала, помахала трубой и все — полоска выносливости закончилась, а Хинако застряла между врагами с приступом отдышки.
При этом Хинако парирует атаки и мгновенно отскакивает на два метра, что помогает не умирать, но не делает бои интереснее. Если вовремя нажать на кнопку, она быстро метнется к врагу и ударит в ответ. Чтобы увеличить окно для парирования, нужно включать «концентрацию», зажав L2. Но она тратит специальную шкалу, которая и так небольшая. Пока дождешься отбиваемой атаки, рискуешь получить от второго врага пинок под зад, потому что монстры редко ходят поодиночке.
Я не видела ни одной причины лезть в драки, потому что победа не давала мне ничего: ни опыта, ни предметов, ни удовольствия. В последние часы игра вообще прибегает к самому дешевому приему по растягиванию времени — игра несколько раз запирать нас на аренах, откуда не выбраться пока жив хоть один враг. Монстров слишком много, одни плюются, вторые оглушают, а третьи — выступают в качестве инкубатора для первых двух. Поэтому спокойно пробегала монстров там, где это было возможно. Еще одна причина пропускать бои — ломающееся оружие. Оно хлипкое и неудобное: им приходится буквально ковырять врагов, особенно тех, кто побольше. Но этим приходится заниматься, потому что в игре не из чего стрелять и нечем держать дистанцию.

У холмов есть шиза
Для загадок я выбрала уровень «сложно», а для боев — «сюжет», чтобы враги не мешали мне решать мои судоку. Ожидания были высокими — всё-таки серия славится своим подходом к загадкам. Но насладиться ими не получилось: они оказались либо слишком простыми, либо построенными по логике, понятной только создателям игры. Здесь сразу хочется вспомнить потрясающие загадки из Hell is Us — вот где всё было логично, но при этом по-настоящему интересно.
Простые загадки напоминали квесты по доставке. Например, найди газовый шланг и принеси его к плите. Не нужно было думать или выбирать — предмет автоматически применялся из инвентаря, стоило лишь нажать на нужную точку. Однажды я нашла отрывной календарь и уже начала размышлять над значением даты, гадая, куда бы её можно ввести. Бродила по локации, строя догадки, пока не заметила точку на стене, куда этот календарь нужно было просто повесить, чтобы открыть дверь. Большинство же загадок решались методом перебора: крутишь, вертишь, переставляешь пока не услышишь заветный щелчок.
Хорошие загадки встречались в меньшинстве. Например, понравилась головоломка со замками на школьных шкафчиках: нужно было найти записки, где дети с помощью собственного шифра переводили слова в цифры, и определить, к какому замку какой код подходит. Или пазл с платформами и освещением, где приходилось вращать статуэтки и поднимать ящики на цепях.

Подземелье невкусностей
Засыпая, Хинако переносится в темный лабиринт-святилище в худших традициях финальных данжей из JRPG. Раньше я думала, что Тартар из Persona 3 Reload скучный и неинтересный, но теперь беру свои слова обратно — там хотя-бы переклеивали обои каждые несколько десятков этажей. Когда в Silent Hill 2 мы попадали в ржавый мир, он пугал и делал больно. Иной мир в Silent Hill f — это какая-то заглушка, которая существует только для того, чтобы мы не прошли игру за три часа.
Этот мир работает по своим законам: оружие не ломается, но зато восстают враги. Я бы сказала, что бои здесь более душные: больше тупиков и узких коридоров, где легче получить ножом в спину пока пытаешься проскочить мимо психованной куклы. За прохождение уровня лабиринта награждают короткими катсценами, которые можно описать тем самым зацикленным видео с грузовиком — все думаешь «ну, сейчас начнется», но ничего не начинается.
С каждым визитом меняется только планировка и приходится открывать больше дверей: как будто левел-дизайнер сам сидел в темноте и чертил карты на листах в клеточку. На одном из уровней он совсем сдался: там была прямоугольная комната с кучей перегородок, где нужно было открыть штук 20 дверей. А потом, видимо, дизайнер умер, потому что в финале карта отсутствовала. Я устала бегать по коридорам, прерываясь на переключатели и поиски ключей. Но, если честно в этом мире мне было страшно… что все это затянется до самого конца игры.

О моем перерождении в лись
Про сюжет скажу одно: неплохая задумка, но ужасная реализация. Игра неплохо разгонялась и показывала хорошо поставленные сцены. И плевать, что в них реплики как в дешевых дорамах, — я с мужем допоздна сидела на кухне и обсуждала, что же они могут значить. Мечтали, как после финала захочется сразу перепроходить игру, чтобы с самого начала подмечать важное. И думали, что вот-вот игра ответит на большую часть вопросов.
Но этого не случилось, а наши догадки оказались интереснее реальных сюжетных поворотов. Silent Hill f первую половину водила нас за нос, а в конце вывалила правду, оставив кучу недосказанности. Приходится читать тонну записок про все подряд, листать дневник Хинако и молиться, что хоть что-то из этого сложится вместе. Но оно не складывается, потому что игра прямыми словами говорит, что для получения всех концовок и чуть большего количества ответов ее нужно перепройти несколько раз. Но последнее, что мне хочется — еще хотя-бы раз возвращаться в эту игру.
Общий сюжет Silent Hill f четко разделен на две части — на дневник и основной сценарий, которому следует геймплей. В своем дневнике Хинако пишет, что она бунтарка, однако в игре непонятно за что она бунтует. Она пишет, что «боится, что у нее отберут возможность решать самой», но всю игру она не приняла ни одного решения! Она ведомая по сюжету и, что иронично, игрок с помощью геймпада указывал ей направление, а она с покорностью шла туда, куда велено. Вот и получилось, что на словах у нас резкая лисичка, а на деле унылая рохля, которую можно без последствий сталкивать с лестницы.

Мнение о Silent Hill f
Silent Hill f — очень плохая игра под красивой оберткой. Весь геймплей это ходьба и драки, иногда — разгадывание загадок, чтобы пройти дальше. Половину времени мы проводим в мертвой деревне, где нечего делать, а вторую половину — в темном лабиринте. Бои нудные, с ненужным реализмом, но с волшебным отскоком и парированием. Сюжет слишком опирается на искусственную недосказанность и заставляет игрока перепроходить одно и то же ради кучки ответов и новых сцен. И ради чего? Ради очередной истории про культ и противостояние двух лисьих богов? Пф!
И главное, Silent Hill f вообще не пугает: мне было страшно только в самом начале, когда рядом громко топал монстр, а я бегала и искала проход дальше. А когда игра начала заваливать меня врагами на каждом повороте, я стала относиться к ней как к обычному второсортному кривому экшену.
Считаю, что плохие игры как минимум нужны для контраста, поэтому не зря потратила 9 часов. Поняла, что нужно вернуться к Fatal Frame: Maiden of Black Water, первые полчаса в которой напугали меня больше, чем вся Silent Hill f. Решила дать шанс Silent Hill 2 Remake, потому что хуже «Эф» точно не будет. И вернула в плейлист саундтрек Slitterhead, в котором музыка Акиры Ямаоки понравился мне намного больше.



