Последние два года активизировалась кампания по обелению репутации Final Fantasy XIII. Только и разговоров, как сильно все недооценили тринадцатую «финалку» и что прошло достаточно времени, чтобы заносить игру в бальные книжечки в раздел со скрытыми бриллиантами.

Я слышал много негатива про игру. А еще я слышал саундтрек, который мне очень понравился. Купил всю трилогию на Xbox за сущие копейки в Турецком Microsoft Store. Решил, что наконец пройду, испытаю восторг, влечу с двух ног в интернет и расскажу всем, как они были неправы. Оказалось, что принцип про миллион мух, которые всегда слетаются куда надо, работает безотказно.

Final Fantasy XIII
Мирного решения не будет

Заходят как-то в бар Молния, Надежда, Снег, Ваниль и Клык, а там не обслуживают неодушевленные предметы

Скажу сразу — мне очень понравилась команда героев в Final Fantasy XIII. Люди, которые связаны общей целью по воле случая и в целом не бросаются друг другу на шею, ощущается как глоток свежего воздуха. За это я полюбил Final Fantasy XII — там не милые друзяшки, а коллеги, которые хотят поскорее все закончить и разбежаться по своим норам. Всегда интересно следить за эволюцией отношений и обретением «силы дружбы». Особенно в группах, где одним полностью пофиг на других, а третьи откровенно недолюбливают четвертых. Все это есть в FF 13, где персонажи вынуждены сосуществовать и работать вместе, чтобы выжить, но некоторые предпочли бы сдохнуть, чем терпеть такую компанию. 

Огромное спасибо этой «финалке» за то, что первую половину игры постоянно тасовали партию персонажей. Так получилось поиграть всеми, попробовать их боевку и понять сильные и слабые стороны. Этот же прием к моей огромной радости используется в Like a Dragon: Infinite Wealth и в Final Fantasy VII Rebirth. А то дают персонажей под конец игры, поди разберись, зачем эта Хару нужна и что она умеет, кроме выращивания овощей в огороде.

В то же время игра постоянно осаживает игрока и говорит: «нет, ты не можешь играть так, как тебе хочется, ты делать так, как я задумала». Нас вынуждают постоянно менять основную команду, потому что во второй половине почти все враги — это губки для урона. Ты не пройдешь их без бафов-дебафов. Ну и что, что тебе не нравится Ванилька и Хоуп, без этих двух детей ты не победишь финального босса. Куда там тренированным взрослым! Говорят, что можно пойти и погриндить, чтобы прокачать любимым персонажам нужные классы, но я лучше себе руку оторву, чем вернусь на Гранд Пульс.

Final Fantasy XIII
Унылый Гранд Пульс заставил скучать по Xenoblade Chronicles — лучшей JRPG в мире!

Все контрасты Final Fantasy XIII

Я прошел игру за 50 часов. Первые 30 часов мне все нравилось и было интересно сражаться с каждым встречным, а потом стало так невыносимо душно и скучно, что я думал бросить и не заканчивать. 

Последние две главы я проходил неделю по часу в день, чтобы окончательно не свихнуться. Мне хотелось выть от творящегося на экране. Битвы больше не приносили удовлетворения. Весь местный «геймдизайн» работал только на то, чтобы затянуть время прохождения. Игра, я уже инвестировал много времени, почему ты надо мной издеваешься? Игра мне не ответила, лишь ваншотнула Лайтнинг, потому что я слишком долго ковырял босса. Помню, как играл всю субботу, потратил много сил и нервов, а по факту целый день бегал вверх-вниз по по этажам башни. Окинул взглядом свой бесцельно потраченный выходной, стало мне обидно и тошно.

И в этом кроется основная проблема Final Fantasy XIII — она до крика раздражает в своих плохих моментах, потому что к этому не было никаких предпосылок. В игре уникальный лор, но чтобы его понять нужно читать внутреннюю энциклопедию и фанатскую вики. Интересная идея сюжета, но крайне тупой и куцый сценарий. Есть потрясающая постановка в катсценах, какую сейчас в кино не увидишь, но геймплейно — это коридор с врагами через каждые десять шагов.

Боевая система на кончике одного пальца

Боевая система долгое время кажется интересной и развлекает, но перестает развиваться в середине игры и не подкидывает каких-то новых ситуаций. Именно в тринадцатой «финалке» появилась шкала stagger, которая отлично вписалась в трилогию ремейков Final Fantasy VII. Если в Rebirth для стэггера были разные условия: то комбо выполнить, то по слабости ударить или вовремя увернутся, то в FF 13 ошеломление всегда работает по одному принципу: ravager заряжает шкалу, commando наносит урон во время стэггера. 

Во время боя копится знакомая шкала ATB. Игрок может выбрать автоматический подбор атак или самостоятельно собирать цепочку из приемов. Несмотря на кажущуюся «однокнопочность» сражений, только на авто-атаках победить не всегда получается. Например, когда враг быстро наносит урон и нужно постоянно лечить Сноу, который провоцирует врага и получает весь урон. Автоматика создаст цепочку из пяти слабых заклинаний лечения, хотя здесь эффективнее кинуть две cura, которая лечат лидера и коллег по сражению. Также приятно удивил искусственный интеллект сопартийцев. Если отсканировать врага, то болванчики поймут, что нужно делать и будут бить по уязвимым местам или накладывать правильные бафы.

Но есть и плохие новости. Саммоны-эйдолоны — один из важнейших провалов FF XIII. Они выглядят эффектно и могут трансформироваться в средство передвижения, но наносят очень мало урона, что вызывает нервные смешки. Такие все из себя крутые, а толку от них ноль. Казалось бы, призови ты Одина, пусть станет конем, на котором вы проскачете в нужное место! Нет, будем идти пешком и жаловаться, что куда-то не попасть, нужно пройти через башню.

Саундтрек превыше всего

Для меня у тринадцатой и десятой «финалки» похожая судьба. В обеих играх я сперва облюбовал саундтрек, а затем решил поиграть. И если янг эдалтовую FF X я бросил за пять часов до финала, то FF XIII смогла дотащить меня до самого конца благодаря лору и музыке. Главная боевая тема «Blinded By Light» каждый раз заставляет сердце бешено колотиться. Это такой удобоворимый уровень эпика, когда симфонические вензеля взлетают ввысь, но не стремятся разорвать ткань мироздания. Тем не менее, игра не поощряет меломанов — если долго сражался, чтобы в том числе послушать шикарную музыку, то получишь низкую оценку по итогу.

Саудтрек Final Fantasy XIII доступен в Спотифае. Обязательно ознакомьтесь, чтобы постоянно ловить себя на мысли, что где-то это вы уже слышали. Отдельно выделю свою любимую нежный эмбиент с притопленным джанглом и трогательными синтами из девяностых в «The Gapra Whitewood» и смурную «Tension in the Air», которая напомнила «Leap In The Dark» из Final Fantasy X.

В игре порой больше «Звездных войн», чем в самих новых «Звездных войнах».

Совет, который я бы хотел услышать до начала прохождения Final Fantasy XIII

В Final Fantasy XIII не нужно гриндить, необязательно прокачивать оружие и аксессуары. В 11 главе не нужно выполнять миссии, они только отвлекают и раздражают. Иди по сюжету, бей всех, кого нельзя обойти и опыта хватит для прокачки трех основных профессий. Другие профессии не нужны, не трать на них очки опыта.

Игра жалеет денег до 12 главы, а потом отсыпет гил с горкой. Можно их потратить на усиление аксессуаров. После победы над боссом 12 главы появится магазин, где продаются Librascope, Fortisol, Aegisol — тут не страшно закупиться на все деньги. Большинство удушающих битв в 13 главе можно обойти с помощью Deceptisol. Экономь их! Если враг невосприимчив к дебафам, то бери Хоупа. А противном случае бери Ваниль, она лучшая ведьма с сильными заклинаниями. Скорее выучи Imperil. Не трать TP на призыв немощных эйдолонов, лучше используй Renew.

С 11 главы случается сильный скачок сложности, не паникуй. Помни, это не ты плохо играешь, это в игре есть нечестные враги, которых можно победить только определенной командой. Если бой затягивается, то скорее всего ты что-то делаешь не так. Перезапусти битву сначала и смени бойцов. Возможно, тут помогут сразу три медика для быстрого лечения. Не получилось со второго раза — поищи гайд. Наслаждайся саундтреком, смотри катсцены. Удачи. И не кричи, пожалуйста!

Что это за оценка?

#:


Главная страница » Мнение » Ранг B » Обзор Final Fantasy XIII: не так уж и плохо