Я играла в Persona 3 Reload по подписке Game Pass. Думала, если понравиться, то возьму в коллекцию диск для PS5. Спойлер: деньги целы, ничего покупать не пришлось.
Первое впечатление
Запустила Persona 3 Reload и удивилась, насколько же она красивая. Не знаю, как они это сделали, но интерфейсы с кучей надписей, иллюстраций и обводок выглядят супер стильно, но при этом понятно.
Игра заинтриговала мрачной атмосферой: уже в первой сцене мы шли в общежитие среди луж крови и гробов. В этот момент я верила, что в третьей игре серии «Персона» больше духа прородительницы Shin Megami Tensei, чем в четвертой и пятой. Пока заселялась в общагу, закончился Темный Час — время, когда обычные люди превращаются в гробы, а особенные школьники сражаются с тенями. Естественно, главный герой тоже оказывается «особенным» и присоединяется к команде нетакусиков.
Как призвала свою первую персону, побежала бить врагов в башню Тартар. Это единственный данж в игре, но зато на 250+ этажей. Было весело искать подход к сильным врагам через уязвимости, передавать ход другим членам команды и просто наслаждаться пошаговой боевкой. Первые 15 часов я не верила, что игра может когда-нибудь испортиться, а Тартар — задушить.
Бои: плохие и хорошие
По полнолуниям мы сражались с тенью-боссом: такие сюжетные бои мне понравились больше всего. Злые тени классно выглядят и требуют к себе особого подхода. Вот тогда я сдувала пыль со своей тактической извилины и пользовалась баффами, дебаффами и прочими умными приемами. Особенно запомнился ангел внутри танка, которого сперва нужно оттуда выковырять, а потом умудриться убить обоих за один ход, чтобы они друг друга не воскресили. Запомнилась жрица из поезда, которая ускоряла таймер до столкновения с другим составом и превращала пошаговую игру в нервный бой на время.
С каждым сюжетным боссом мне все меньше хотелось возвращаться в Тартар к обычным теням. Я играла на уровне «сложно», но, похоже, и врагам было сложно принимать правильные решения. Все чаще замечала, что игра слишком сильно меня оберегает. Тень могла один раз ударить по слабости и вместо того, чтобы добить вторым таким-же ударом, она переключалась на другого персонажа и кидала обычную физическую атаку. Из рядовых врагов делали совсем дурачков — я просто закидывала их сильными атаками и бежала дальше. Удовольствия от такого геймплея было мало.
Социальная защита Persona 3 Reload
В Persona 3 Reload ты либо избиваешь теней, либо занимаешься налаживанием социальных связей. Второе мне нравилось меньше всего. Сперва я развивала отношения с одноклассниками, до которых ближе всего всего дойти от моей парты: с одним я ходила на тренировки по бегу, а с другим мы ели рамен и болтали. Было не очень интересно: обычные школьные разговоры с поворотами вроде «мама узнала, что я ходил на физру с больным коленом».
Узнала, что неплохая линия у президенты Танаки из телемагазина. Начала сталкерить его каждый вечер у фонтана рядом с ТЦ Павловния. Когда дождалась — не пожалела. Чтобы начать связь, нужно было вложить деньги в его мошенническую схему. В диалогах он выдавал такую смешную дичь, что я специально ему подыгрывала, чтобы услышать больше. Я стала беднее на 40 тысяч йен, но зато отлично повеселилась. Еще мне понравилось дружить с французом Бебе и переписываться с Майей, с которой мы играли в ММО по воскресеньям ))) было круто =^.^=
Команда по спасению мира
Самый первый трейлер Persona 3 Reload начинался с Айгис, а в специальном издании шла ее фигурка. Я так поняла, что у человекоподобного робота важная роль, и 20 часов ждала когда ее нам покажут. Однако появление Айгис получилось настолько глупым и нелепым, что я почувствовала себя обманутой. Ее вбросили в команду, а потом нацепили бантик и отправили в школу под видом обычной девочки. Еще со времен Пиноккио я не переживаю о проблемках домашней утвари, которая хочет стать живым человеком. Поэтому история робота, которому сделали имитацию слез, меня не тронула, а где-то даже разозлила. При этом я почти всегда брала Айгис в Тартар — она быстро отходит от всяких статусных эффектов, а во время ульты превращается в боевой дрон.
С другими участниками SEES у меня тоже не сложилось. Внутри команды как будто не было химии — было сложно представить, что они когда-нибудь станут хорошими друзьями. Акихико как тот крокодил из Animal Crossing говорит только про спорт. Мицуру слишком строгая, а Юкари просто бесила. Она всю игру задирала бедного Дзюмпея, хотя он ей ничего не сделал. И если в 14 лет я была бы на ее стороне, то в 30 я на стороне базированного Дзюмпея с неловкими, но все же шутками. Как персонаж он мне больше всего и понравился — один из немногих, кто за игровой год хотя бы немного изменился и вырос, как личность.
Выматывающий финал
Мрачный сюжет с убийствами быстро скатился на уровень дешевого подросткового сериала на канале CW. Хотела как можно скорее добраться до истинной концовки с финальным босс-файтом на крыше башни. Вымотанная, я пробежала остаток Тартара, не обращая внимание на врагов и сундуки. Я так хвалила игру за дизайн, но на 264 этажа башни здесь было всего 5 вариантов оформления — скучно, бедненько и быстро приедается.
Но босс прилетает ровно по расписанию и до боя оставался почти месяц. Я побежала прокачивать отношения с псом Коромару, чтобы с помощью его редкой персоны получить дракона Корю. Остальные дни мой герой провел как сын очень строгих родителей — после школы шел домой, делал уроки и ложился спать. Но даже это не помогло ему максимально прокачать интеллект. Видимо, проклятье имени «Попердолил О» его догнало.
Финальный босс на крыше меня разочаровал! Бой очень долгий и нудный. Сражалась я под звуки храпа мужа. И нет, играла я не ночью. Вообще, когда я играла в Персону муж засыпал в любое время суток, хотя обычно он пристально следит за процессом и комментирует. Теперь альтернативная концовка, где все всё забывают и не идут бить босса, не кажется мне такой уж плохой.
Мнение о Persona 3 Reload
Persona 3 Reload — игра, которая запомниться мне скорее классным дизайном, чем сюжетом. Сюжет получился жиденьким и не смог меня увлечь. Я не сопереживала главным героям, а концовка-пожалейка меня не тронула. Я радовалась каждому сюжетному бою, но в перерывах между ними приходилось терпеть скучных врагов и школьную рутину. В остальное время я неприятно удивлялась условностям, типа «это особенный мотоцикл, поэтому он работает, когда другая техника не работает» и «никто в школе не замечает шарниры на конечностях робота». Робота, который тоже работает, когда другая техника не работает.
Провела в Persona 3 Reload 80 часов и уже на половине очарование испарилось. Вместо атмосферного города я видела локации по два экрана, где делать особо нечего. Нет интересных мини-игр, а социальные связи мне не интересны. Музыка была приятной, но классных треков буквально 4-5, да и они надоели.
Я люблю все милое: в Persona 4 Golden я защищала маскота Тедди и люблю Мону из пятерки. Но игра не смогла мне продать ни Айгис, ни милую собаку Коромару — я к ним не привязалась и не куплю фигурки даже со скидкой. Ради пошаговой боевки и атмосферы я лучше еще раз куплю Shin Megami Tensei V: Vengeance, а за хорошим сюжетом — в любой Like a Dragon, даже в спорный Gaiden. Там «слезовыжимательный» финал бил под дых и вызывал эмоции, а для этого даже умирать никому не пришлось.